Сколько расчётных счетов нужно компании
Закон не устанавливает для компаний никаких ограничений. Вы можете открыть столько счетов, сколько считаете нужным, и сотрудничать с таким количеством банков, с каким захотите (Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности»).
Почему несколько счетов лучше, чем один
Единственный плюс использования одного расчетного счета – простота управления денежными средствами: когда все финансовые потоки проходят через один банк, контроль деятельности компании становится предельно легким. Но это преимущество является и недостатком – ведь недобросовестным конкурентам и рейдерам тоже оказывается проще получить информацию об оборотах предприятия.
Завести запасные расчетные счета особенно рекомендуют компаниям, которые постоянно выполняют оперативные переводы денежных средств. Это поможет избежать задержек платежей по причине технических сбоев или непрофессионализма банковских сотрудников.
С каким числом банков стоит сотрудничать
Открывать счета лучше не в одном, а в двух-трех разных банках. Если же работать с большим числом банков, неоправданно вырастут постоянные расходы и снизится эффективность управления финансовыми потоками: плохо, когда деньги лежат на счетах без движения и не приносят дохода.
К тому же, если средства разделены между многими банками, компании сложнее договориться с каждым из них об индивидуальных условиях, например о льготной кредитной линии или услугах персонального менеджера.
Работая же всего с двумя-тремя банками, вы заставляете их соревноваться между собой за право обслуживать основной объем операций компании – а, следовательно, можете рассчитывать на более низкую ставку кредитования или увеличение размера кредитной линии.
По каким критериям выбирать банки
Акционеры банка. Самые надежные кредитные учреждения – это те, в уставном капитале которых участвуют государство или крупные компании.
Открытость информации. Изучите официальный сайт банка. Надежные кредитные учреждения помещают там свежие новости, например об открытии новых отделений или выводе на рынок новых услуг. Помимо этого, на сайте обязательно должна быть опубликована развернутая финансовая отчетность, а также информация о руководстве и собственниках организации. Если этих сведений Вы не нашли, лучше не рисковать своими деньгами и не сотрудничать с таким банком.
Места в рейтингах. Дополнительную информацию о банках можно найти на специализированных интернет-ресурсах и в профессиональных СМИ. Там публикуются годовые рейтинги кредитных организаций, а также комментарии независимых специалистов.
Выбор услуг. Советуем обращать внимание на наличие не только тех услуг, которые требуются вам сейчас, но и тех, что могут понадобиться в среднесрочной перспективе по мере развития бизнеса.
Оформление корпоративных пластиковых карт. Сотрудники компании, которым выданы такие карты, могут в любое время в любой точке мира воспользоваться деньгами предприятия для оплаты производственных расходов в том размере, в котором требуется. Фирмам, ведущим внешнеэкономическую деятельность, некоторые банки предлагают таможенные карты. Имея такие карты, можно производить платежи, взимаемые в процессе таможенного оформления товаров, непосредственно на постах таможни.
Система «банк – клиент». Дистанционным обслуживанием сейчас уже никого не удивишь – его предлагают практически все кредитные учреждения, – однако качество программного обеспечения в разных организациях неодинаково. Одни системы «банк – клиент» просты и удобны в эксплуатации (притом что информативны и многофункциональны), от других же больше проблем, чем пользы. Поэтому я рекомендую протестировать демоверсию используемого банком ПО.
Размеры ставок по депозитам. Чем ниже ставки по сравнению со среднерыночными, тем банк надежнее. Чем ставки выше – тем острее организация нуждается в поддержании текущей ликвидности. Размеры тарифов. Чем надежнее банк, тем больше желающих стать его клиентами, а потому он может устанавливать тарифы выше среднерыночных.
Менее известные организации вынуждены привлекать клиентов низкими тарифами. Однако чтобы окупить свои издержки и выручить средства на развитие, такие банки вынуждены компенсировать низкую стоимость отдельных операций, введя высокую ежемесячную комиссию за обслуживание счета или подняв цену дополнительных услуг (выдача выписок, справок, снятие наличных с расчетного счета). А следовательно, стоимость расчетно-кассового обслуживания во всех кредитных учреждениях примерно одинакова. Обратите также внимание, какой процент банк начисляет на остатки на расчетном счете. Расположение отделений банка. Некоторые операции (например, оформление зарплатных пластиковых карт) требуют посещения банка. Обслуживающее компанию отделение должно находиться недалеко от вашего офиса – иначе время сотрудников будет расходоваться впустую. Если зарплата начисляется на карты, важно, чтобы у кредитной организации была разветвленная сеть банкоматов. Дополнительное преимущество – наличие у банка партнерских программ с другими кредитными учреждениями, предполагающих создание единой сети банкоматов для снижения тарифов на операции с пластиковыми картами.
Услуги персонального менеджера. Очень удобно, когда всю работу с вашей компанией курирует персональный менеджер. Таких менеджеров может быть и несколько: например, один специалист в службе валютного контроля, другой – в управлении пластиковых карт.